Ритм-аффект
Значительный интерес представляет ритм-аффект, родственный ритму Арии Джинервы. Укажем несколько образцов. Арии Джинервы из второго (№ 24) и третьего (№33) действий Ариоданта Генделя, первая из них интересна остинатным ритмом. Речитатив Мериона и Телемака Questo е il loco funesto из первого акта Телемака Глюка. Ария Матюрины из второго акта Исправившегося пьяницы - яркий случай остинатного ямбического ритма. Средняя часть увертюры к Короне, написанная в характере lamento, в которой ямбический ритм пронизывает мелодическую ткань...
Остинатные ритмы богаты и разнообразны не только по рисунку, но и по инструментальному воплощению. В большинстве своем ритмическую функцию берут на себя струнные, но все же нередки моменты участия духовых инструментов, что особенно впечатляет своей близостью зрелой классицистской трактовке оркестровых групп...
Важное место среди ритмических остинатных фигур занимает синкопа, воплощающая сильный аффект, возбужденность. В соединении с резко контрастной громкостной динамикой она символизирует также включение второго плана действия, обращает внимание слушателя на несоответствие слов персонажа тому, что происходит в его душе, а в другом случае передает жизнь окружающей героя среды, чувство природы, как говорит Гербер. В таком контексте синкопа представлена в арии Клеопатры ми-бемоль мажор из третьего действия Тиграна, в арии Миртео до мажор из второго действия Узнанной Семирамиды, в арии Альцесты из седьмой сцены первого действия Альцесты, в арии Армиды ми минор из второго акта Армиды, в арии Элизы № 9 из второго акта Короля-пастуха, в арии Ореста Покой возвращается в мое сердце из второго акта Ифигении в Тавриде. Этот контекст синкопы у Глюка более дифференцирован и сложен, нежели, например, у Хассе, использовавшего синкопу охотно и повсеместно...
Среди остинатных форм выделяется удержанный динамический контраст (forte - piano), сжатый во времени по образцу sforzando или рассредоточенный (forte и piano разделены тактовой чертой, долями такта). Это средство широко использовалось барочными мастерами, композиторами глюковского поколения, особенно Хассе. Различие между Глюком и венскими классиками в трактовке этого приема раскрывается в том, что у первого оно в подавляющем большинстве (за исключением таких случаев, как начальные такты увертюры к Альцесте) нетематично...